Навигация на Пинеге

За командировку в Пине гу суточные можно и не вы плачивать, особенно в весеннее время, когда предос­тавляется редкая возможность полюбоваться красавицей-рекой Пинегой, увидеть косяки гусей и уток, а по дороге встретить зайца в зимней шубе. На едва обсохших прибрежных кустах клоками обвисшей на ветках травы обозначен максимальный уровень подъёма воды в реке Пинеге.

 

Цель командировки в ООО «Пинежьелес», входящее в группу компаний «Титан», — посмотреть как подготовились к лесосплавной навигации и как она проходит, узнать ре зультаты производственной деятельности, выведать, как отразился мировой финансо вый кризис на работе отдельно взятого предприятия.

 

Пока из Архангельска добирались на служебном транспорте до посёлка Пинега, побеседовали с руководителем ООО «Пинежьелес» Михаилом Сенчишиным обо всех производственных и даже мировых проблемах.

 

По словам Михаила Васильевича, прошлый год и 5 месяцев этого года леспромхоз отработал относительно успешно. Почему относительно?

 

Во­первых, не удалось начать строительство автомобильных дорог круглогодово­го действия на перспективу (текущее строительство лесовозных дорог Михаил Васильевич в расчёт почему-то не берёт).

 

Именно для дорожного строительства на перспективу леспромхозом в прошлом году приобретены КамАЗ, тяжёлый грейдер и экскаватор.

 

Я с удивлением узнал, что заготовка леса современными комплексами имеет и сущест­венные минусы. Главный из них – выработка пиловочника при заготовке леса современными машинами значительно ниже, нежели при хлыстовой технологии.

 

При раскряжёвке хлыстов на нижнем складе есть возможность выбирать здоровую часть ствола и повысить процент выхода пиловочника, других дорогостоящих сортиментов. За счёт рационально го раскроя хлыстов вырабатываются короткомерные сортименты, например балансы. А вот при заготовке леса харвестерами такой возможности нет. Особенно высок процент выхода пиловочника при ручной раскряжёвке электро­ и бензопилами, когда бригада в этом материально заинтересована.

 

Разница в цене на пиловочник и балансы довольно существенная. Поэтому процент выработки пиловочника
в немалой степени определяет эффективность работы лесо заготовительного   предприятия.

 

Во­вторых, современным лесным машинам нужны для освоения крупные участки леса. Когда харвестеры и фор вардеры часто переезжают с одной делянки на другую, толку от такой работы не много – одни переезды. А сколько ещё средств придётся потратить на строительство лесных дорог при такой заготовке. Лесфонд в ООО «Пинежьелес» разрозненный, что и осложняет работу комплексов.

 

Те участки леса, которые не подходят для машинной заготовки, ООО «Пинежьелес» передаёт на определённых условиях мелким предпринимателям.

 

Что за условия — руководитель ООО «Пинежьелес» не уточнил, но всё же сообщил, что малый бизнес не принуждают продавать заготовленную древесину арендатору (ООО «Пинежьелес») или поставлять определённому по­требителю.

 

Субарендаторы свободны в реализации сырья, однако при заготовке леса они обязаны соблюдать все лесохозяйственные требования, в том числе проводить противопожарные мероприятия на полученной в субаренду территории, проводить лесовосстановление   на   вырубках.

 

Стоимость субаренды тако ва, что индивидуальные предприниматели, работающие в районе, считают выгодным такое сотрудничество с леспромхозом.

 

Леспромхоз не ведёт и не планирует вести закупку сырья у малого бизнеса. Это связано с тем, что на 2008 и 2009 годы планы «Титаном» по заготовке и вывозке леса снижены и задача леспромхоза  своевременно вывезти весь заготовленный лес, чтобы на верхних складах не скапливалось больших запасов сортиментов. Поэтому нет смысла закупать   лес   на   стороне.

 

Из­за отсутствия в зимнее время моста че рез реку Сотка в этом году ООО «Пинежьелес» не сформировало плотов зимней сплотки – не было возможности лесовозам заехать на леспромхозовское плотбище. Всю древесину, подготовленную к сплаву, придётся отгружать баржами. Как и в прошлом году, на погрузке леса круглосуточно работает плавкран Северного речного пароходства, одна за другой гружёные баржи отправляются   в   Архангельск.

 

Река немного подвела пинежан в этом году, уровни стоят низкие, и приходится перекладывать штабеля леса, чтобы плавкран мог дотянуться до них.

 

В этом году ООО «Пинежье лес» построило мост через речку Сотка, и к следующей навигации планируется сформировать пять плотов.

 

Как ни крути, отбуксировать пять плотов обойдётся значительно дешевле, нежели этот объём грузить и перевозить баржами.

 

Водосъёмные горизонты на реке стоят недолго, и на случай резкого падения уровней воды подготовлены пере держивающие лесостоянки в районе деревни Цимола. На этом участке и плот легче остановить, поскольку река делает поворот и словно сама помогает прижать плот к берегу, глубина же здесь вполне достаточна, чтобы плот остался на плаву и при низких горизонтах воды.

 

В конце мая уровни воды застыли на месте, и леспромхозовцы ожидали, что вода всё-таки прибудет. Как выражаются местные жители – весной вода прибывает дважды. Первый пик, когда подходит поверхностная, или, как говорят, «пенная» вода, второй пик – когда подходит грунтовая, или, как говорят на Пинеге, «коренная» вода – вот её и ожидали в «Пинежьелесе». При этом в верховьях Пинеги «коренная» вода уже дала подъём уровней, оста лось дождаться повышения в   среднем   течении   Пинеги.

 

Хотя в этом году плотов не сформировали, но плотбище к навигации­2010 готовили, грунт с плотбища вывози­ли   на   ближний   остров.

 

Углубление плотбища пла нируется продолжить, как только сойдёт вода и подсох­нет грунт, чтобы на плотбище   могла   зайти   техника.

 

На 27 мая Северное речное пароходство погрузило в ООО «Пинежьелес» и отбуксировало 12 барж, общий объём отгруженной древесины 11995,5 кбм. Чтобы плавкран не простаивал, 4 баржи стоят в ожидании погрузки.

 

В 2008 году на валке леса харвестером Vоlvo в составе звена Д. С. Леванидов, К. С. Зыков, А. Л. Вешняков, А. Н. Олькин при плане 62969 кбм заготовлено 46424 кбм, или 73,7% плана.

 

На подвозке сортиментов форвардером Pottne в составе звена Е. Н. Шестаков, В. Л. Федухин, С. Н. Лисицын, Е. В. Нарчук при плане 61839 кбм перевезено 58961 кбм, или 95,3% плана.

 

На вывозке сортиментов автомобилем Volvo в составе звена Н. П. Коровин, Е. В. Тарасов, П. Н. Полойник при плане 9739 кбм вывезено 16983 кбм, или 174,4% плана.

 

На вывозке леса автомобилем КамАЗ в составе звена С. Г. Чухарев, Д. Ю. Федосеев, В. А. Кривополенов при плане 9509 кбм вывезено 15787 кбм, или 166% плана.

 

Неплохо поработали на пог рузке, разгрузке, штабелёвке на К­703 — А. В. Фищук, на «Ковровце» — В. А. Рашев.

 

Солидная часть заготовл енной древесины в основном в зимнее время вывозится к потребителю прямо из лесных делянок.

 

Такая технология, с одной стороны, хороша тем, что лес без дополнительных перевалок доставляется потребителю, но, с другой стороны, перевозка круглого леса на расстояние 280­300 км экономически не очень оправдана.

 

Михаил Сенчишин считает, что мировой финансовый кризис отразился на деятельности «Пинежьелеса», не все производственные планы удалось воплотить в жизнь, и тем не менее предприятие работает устойчиво. Важнейший показатель этого — своевременный сбыт и оплата всей продукции леспромхоза ГК «Титан», что даёт возможность предприятию своевременно платить зарплату, выплачивать налоги и платежи.

 

Когда автор этих строк отправлялся в обратный путь, теплоход Северного речного пароходства ставил под по­грузку плавкрану очередную баржу.

 

Сергея Кондратьева.
Архангельск­п. Пинега­
Архангельск.

 


Дата публикации: 8 июня 2009
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий