Три золотых юбилея Северного речного пароходства!

В настоящее время Северное речное пароходство продолжает заложенные прошлыми поколениями традиции судоходства на больших и малых реках Поморья, являясь наследником успешных дел предприимчивых и талантливых представителей золотого фонда русского купечества Филиппа Булычева и его сына Афанасия, коммерции советника Ильи Грибанова – учредителей первого пароходного общества на Северной Двине.

Чем живёт сегодня одно из старейших пароходств России? В преддверии юбилея мы взяли интервью у генерального директора ОАО «Северное речное пароходство» В. М. Грехова, который возглавляет предприя-тие на протяжении последних 15 лет.

- Владимир Михайлович, юбилей очень значимый. Редкое предприятие может похвастать такой датой – три раза
по 50, это же три золотых юбилея! Что чувствуете? Как планируете отметить это событие?

- Во-первых, конечно, ощущается сильное волнение, причём не только у меня. Но и у моих коллег. Достойное событие необходимо отметить на высоком уровне. На нас лежит большая ответственность. Как известно, без прошлого нет будущего, позади огромный пласт серьёзных свершений наших предшественников, и нам нельзя уронить высокую марку пароходства.

Торжественное мероприятие пройдет в Архангельске как раз 3 октября – в день рождения пароходства. Будет что показать и о чём рассказать, поэтому ожидаем много гостей. К тому же в ознаменование юбилея в центре города будет открыт памятник – на постамент будет установлен труженик речных трасс – пассажирский теплоход «Полесье-5».

- Как перестроечные годы сказались на работе вашего предприятия? Ведь в 1990-е резко упал объём перевозок на реках. Как удалось выжить, сохранить кадры и флот?

- Это было очень тяжёлое время. Я как раз в 1993 году стал руководителем предприятия, и без преувеличения можно сказать, несколько лет пароходство буквально выживало. Наши услуги как речных перевозчиков не были востребованы, суда – транспортные и вспомогательные – оказались не у дел, практически остановилась работа нашего филиала – Котласского порта и представительства — Лимендской базы обслуживания флота. В разгар навигации до 80 судов находились на отстое! А на самих реках не было ни обстановки, ни глубин – их никто не поддерживал.

В тот период выручали теплоходы река-море плавания, благодаря которым удалось значительно увеличить объёмы перевозок. Как и прежде, работаем на Балтике, на Средиземном, Чёрном, Каспийском морях, в районе Персидского залива. Мы даже вошли в состав совместного предприятия в Арабских Эмиратах, где и сегодня успешно работают наши суда.

В 1997 году с привлечением зарубежного капитала в Словакии было построено судно типа «Рейн». В нынешнем году полностью погашен кредит немецкому банку, и теперь судно находится в собственности пароходства. В 2002 году на Лимендском ССРЗ построен морской буксир «Поморье» мощностью 800 л. с. В навигацию 2008 года будет закончено строительство ещё одного – пока под условным названием «Поморье-2».

В настоящее время приоритетом технической политики пароходства является переоборудование речных буксиров и барж на морской класс.

- Похоже, сегодня вы с полным основанием можете добавить в название своего пароход-ства определение «морское»…

- Ну это сильно сказано. До больших морских компаний нам далеко. Мы не выходим на океанские просторы, да и в морских широтах держимся ближе к побережью. Но в то же время имеем свои преимущества – наши суда маневренные, мелкосидящие, могут легко проходить по мелким устьевым речкам, работать без причала. А там, где большие суда не могут подходить к берегу ближе чем на 10-15 м, наши буксиры – вообще незаменимы. Они работают на распаузке.

Кстати, специально для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на необорудованном берегу инженерами СРП были спроектированы несамоходные автономные сухогрузные баржи грузоподъёмностью 800 т, способные выполнять операции «на обсушке», то есть на отливе (ведь все северные моря знамениты довольно мощным приливно-отливным режимом). Они имеют собственное энергопитание, оборудованы судовым краном новой модификации, способным поднимать грузы до 5 т. В настоящее время эксплуатируются 2 такие баржи, третья – на подходе.

На сегодняшний день морские классы Речного Регистра М-СП и М-ПР имеют (пере-классифицированные для речных судов) 9 буксиров, 11 сухогрузных и 4 нефтеналивные баржи.

- Какова география плавания судов пароходства?

- Она расширяется по мере роста активности навигации. С началом весны, когда на реках держатся максимально высокие уровни, буксиры и плотоводы пароходства уходят в притоки Северной Двины – Сухону, Вагу, Пинегу, Вычегду. Там за зиму скапливается много древесины, и лесозаготовители нас уже ждут. От нашей работы, от своевременного вывоза леса зависит его сбыт, а значит, и дальнейшее существование многих людей и леспромхозов в северной глубинке.

Лес перевозим в основном в баржах. У нас есть всё необходимое – и техника, и люди, и суда, чтобы качественно доставлять грузы на перерабатывающие комбинаты. Плотов стало меньше. К сожалению, лесники постепенно отказываются от этого самого дешёвого способа транспортировки. В последние годы природа преподносила неприятные сюрпризы: в 2006 году из-за мелководья плоты зимней сплотки не всплывали, леспромхозы терпели колоссальные убытки. А сегодня рисковать уже никто не хочет. Поэтому плоты водим только по большой реке – Северной Двине.

Л. Леонова
журнал
«Речной транспорт (XXI век)».


Дата публикации: 6 октября 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий