Реформы всё круче

В рамках выставки «Интерлес» прошёл лесной саммит «Интерлес-Лисино», организаторами которого стали Рослесхоз и ВО «РЕСТЭК».

Повышенный интерес к данному мероприятию со стороны бизнеса, специалистов лесного хозяйства был обусловлен тем, что прошла очередная реорганизация и Рослесхоз переподчинили Министерству сельского хозяйства, сменился руководитель Рослесхоза, и выслушать мнение нового главы Рослесхоза о реформах лесного хозяйства было интересно многим.

В день выступления Алексея Савинова (на верхнем снимке) актовый зал Лисинского лесного колледжа был переполнен, опоздавшие стояли в проходах, чтобы послушать нового главу Рослесхоза, а также других выступающих на круглом столе на тему: «Совершенствование лесного законодательства, лесной план субъекта РФ: опыт, проблемы, перспективы».

В своём программном выступлении Алексей Иванович коротко сказал о том, насколько Россия богата лесами и как нерационально мы пользуемся таким богатством, а также о важности лесного образования, лесной науки для кадрового обеспечения лесной отрасли.

Касаясь реализации положений Лесного кодекса руководитель Рослесхоза отметил, что данный документ имеет ряд недостатков, требует доработки, однако от критики Лесного кодекса пора перейти к работе.

Была дана высокая оценка роли лесничих в соблюдении лесного законодательства как главных проводников лесной политики.

С особой тревогой Алексей Савинов говорил о том, что зачастую лесозаготовители вопреки интересам сельских жителей нещадно вырубают леса рядом с деревнями, посёлками, оставляя после себя пустыню, и людям попросту негде стало заготавливать лес на дрова, на хозпостройки, некуда сходить за грибами и за ягодами.

Такое положение обусловлено и попустительством органов лесного хозяйства, передающих в рубку леса в первую очередь рядом с населёнными пунктами.

Сейчас идёт формирование трёх важнейших документов –
Лесного плана, лесохозяйственных регламентов, планов освоения лесов. И требование федерального центра к данным документам – строжайшее соблюдение лесоводческих правил при освоении лесов, равномерное и неистощительное их освоение.

Арендатор обязан осваивать всю площадь лесов, а не вести сплошные концентрированные рубки там, где ему удобнее и выгоднее — рядом с дорогами, населёнными пунктами.

Конкурсы на проведение лесоустроительных работ не должны выигрывать предприятия, не имеющие в своём штате профессиональных лесоустроителей, а из инструментов имеющие в собственности только карандаш.

В завершение своего выступления руководитель Рослесхоза дал понять: исполнительная дисциплина должна быть на самом высоком уровне — как в Рослесхозе, так и в регионах.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Николай Чуркин

 

в своём выступлении отметил, что национальная лесная политика пока отсутствует и давно назрела необходимость внести изменения в ЛК для упорядочения всей работы ЛПК.

Нашим зарубежным партнёрам выгодно, чтобы Россия и впредь оставалась их сырьевым придатком. Нужна долговременная государственная стратегия развития ЛПК, лесного хозяйства, отвечающая международным требованиями и обеспечивающая в первую очередь потребности граждан России.

Пока же лесом управляет
7 различных структур, а как гласит поговорка – у семи нянек дитя не в порядке. Так получается и с лесом, где пока что нет порядка.

Лесное законодательство принято в спешке, и сейчас регионы имеют возможность внести свои предложения, с тем чтобы устранить нестыковки в Лесном кодексе, чтобы законодательство отвечало современным требованиям, способствовало развитию лесной отрасли.

Рассказывая об особенностях лесного планирования в Калининградской области, директор филиала Рослесинфорг «Севзаплеспроект» Владимир Архипов отметил, что область является лесодефицитным районом, лесами покрыто всего 17% территории, а расчётная лесосека 780 тыс. кбм.

Основные приоритеты использования лесов Калинин-градской области следующие:

- рекреация;

- для заготовки древесины;

- для организации ведения охотничьего хозяйства;

- для строительства под земельные объекты;

- для геологоразведки и добычи полезных ископаемых.

Составлен план поэтапной передачи лесов для рекреации, в аренду для лесопользования.

Запланирован значительный рост поступления лесных доходов в областной бюджет.

Расчётная лесосека в области будет сокращаться, поскольку здесь запрещены сплошные рубки и возрастает защитная функция лесов. В настоящее время расчётная лесосека в области меньше прироста, что противоречит принципам неистощительного пользования лесами, в Лесном плане учтён этот фактор.

Планируется увеличение объёмов переработки низкосортной древесины. Плата за пользование охотничьими угодьями довольно низкая, в связи с чем почти 70% лесов, где разрешена охота, взяты в аренду для ведения охотничьего хозяйства.

Выявлены участки леса, используемые под линейные объекты (газо- и нефтепроводы, линии электропередачи), но договоры аренды на данные участки земли не оформлены, арендная плата
не вносится, в результате бюджет теряет колоссальные деньги.

Предложена программа поэтапного оформления договоров аренды уже существующих объектов, с тем чтобы через 3 года бюджет смог ежегодно получать по данным договорам почти 30 млн. рублей.

После реализации Лесного плана доходы областного бюджета должны будут увеличиться более чем в 5 раз.

Однако если не будет восстановлена мелиоративная сеть, построенная ещё 60 лет назад
немцами, область попросту может лишиться своих лесов.

Заместитель губернатора Красноярского края Андрей Гнездилов

 

с гордостью сообщил, что в крае самая крупная в России расчётная лесосека – более 56 млн. кбм, а площадь лесов — 158 млн. га.

В этом году завершается формирование плана социально-экономического развития Красноярского края, и в лесном плане учтены все направления, включённые в общую стратегию.

Запланировано развитие Нижнего Приангарья, которое финансируется из Инвестфонда, где запланировано строительст-
во алюминиевого завода, Богучанского ЛПК, Богучанской ГЭС, магистральных автомобильных дорог, мостовых переходов, ж/д ветки, разработан проект освоения перспективных нефтяных месторождений в Восточной Сибири для наполнения нефтепровода, проект строительства спортивных объектов федерального значения, порто-
вых зон, развития сельского хозяйства, проекты освоения лесов.

Параллельно разрабатывался Лесной план, лесохозяйст-венные регламенты лесничеств, поскольку эти документы должны быть взаимоувязаны.

Касаясь лесных проблем Андрей Алексеевич в первую очередь отметил, что около 70% лесхозов имеют давность лесоустройства более 15 лет, а для проведения лесоустройства, по данным Рослесинфорга, необходимо более 2 млрд. рублей. Из краевого бюджета на эти цели выделено 30 млн. рублей, на следующий год запланировано выделить ещё около 100 млн. рублей, однако проблему финансирования лесоустройст-ва федеральному центру надо решать. Для этого предлагается внести изменения в ст. 83 Лесного кодекса и законодательно закрепить, что лесоустройство является переданным регионам полномочием и финансируется за счёт средств федерального бюджета.

Для реализации 4-х приоритетных инвестиционных проектов, одобренных Минпромом в крае, их заявителям передаётся в аренду около 9 млн. га. Экономически доступна только четверть лесов из-за отсутствия дорог.

На территории края разработана программа по строительству 6 первоочередных дорог протяжённостью 1 тыс. км, стоимость строительства 9,8 млрд. рублей.

Все эти материалы направлены в несколько министерств и получен ответ, что данные дороги могут быть построены за счёт Инвестфонда, при этом из краевого бюджета планируется выделить до половины этой суммы, что говорит и о готовности направить на развитие лесной отрасли средств больше, чем поступает лесного дохода в краевой бюджет.

Следует учесть, что процедура привлечения средств Инвест-фонда специфична и сложна, и до сих пор нет определения «лесовозная дорога», хотя такое поручение давалось В. Зубковым на Лесном совете ещё в феврале этого года.

По общему правилу, субъект не может быть заявителем на средства Инвестфонда, этим правом наделён только частный инвестор.

В то же время лесозаготовителям экономически не выгодно вкладываться в магистральные грузосборочные дороги.

Далее Андрей Алексеевич предложил принять на федеральном уровне программу по строительству именно лесовозных дорог.

Возникают неразрешимые в законодательном плане проблемы с предоставлением одного лесного участка разным арендаторам (для различных видов пользования). С одной стороны, Лесной кодекс даёт право предоставления одного лесного участка для разных целей. С другой стороны, на практике это сделать невозможно. К примеру, в крае передаются леса в аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов, на тех же участках планируется строительство ЛЭП, газопроводов. Действующее законодательство, регулирующее регистрацию договоров аренды, не допускает регистрацию на одном лесном участке прав аренды нескольких арендаторов. Поэтому предложено внести изменения в Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Необходимо также внести поправки в закон об особо охраняемых природных территориях – для уточнения границ этих территорий, их правового режима и резервирования земель.

В Лесном кодексе отсутст-вует полномочие субъектов РФ устанавливать повышающие коэффициенты к минимальным ставкам платы за лес на корню, не урегулирован вопрос об установлении начальной цены предмета аукциона, из-за чего краевой бюджет может потерять около 100 млн. рублей ежегодно.

Законодательно не урегулирована проблема реализации древесины, заготовленной при освоении недр, строительстве линейных объектов и пр. Сегодня установлено, что право собственности на эту древесину принадлежит государству. Предлагается внести изменения в законодательство и предоставить право арендаторам продавать эту древесину без аукциона.

В выступлении Андрея Алексеевича также отмечено, что в ходе реформ в крае не произо-шло сокращения специалистов лесного хозяйства – лесников и лесничих.

Остаётся острой проблемой борьба с незаконными рубками леса. Предложено внести в бюджетный кодекс поправки, предусматривающие поступление в бюджеты субъектов доходов от выявленных лесонарушений – штрафов, от секвестируемой древесины.

Такой шаг позволил бы стимулировать соответствующие службы на борьбу с незаконными лесозаготовками и увеличить финансирование из региональных бюджетов профилактических мероприятий.

Директор по взаимодейст-вию с органами государственной власти и местного самоуправления ОАО «Группа Илим» Дмитрий Чуйко

своё выступление на саммите посвятил проблемам лесного законодательства в условиях интенсификации лесопромышленного производства.

По словам Дмитрия Дмитриевича, ОАО «Группа Илим» подготовлен пакет поправок в Лесной кодекс и подзаконные акты, это почти 30 страниц текста.

Касаясь организационных аспектов разработки и утверждения Лесных планов, Дмитрий Дмитриевич отметил, что сегодня нет полной ясности – кто будет согласовывать Лесные планы. Как правило, между представлением на согласование проекта Лесного плана и утверждением проходит почти четыре месяца. Если учесть, что на основании Лесного плана разрабатываются планы освоения лесов, на экспертизу которых отводится месяц, то становится ясным – времени на разработку и утверждение Лесных планов осталось крайне мало.

Если к 1 декабря 2008 года
не будут поданы лесные декларации на 2009 год, то у лесозаготовителей не будет права на заготовку леса с 1 января 2009 года.

Далеко не во всех регионах конкурсы на разработку Лесных планов выиграли организации, способные проводить такую работу, обладающие необходимой информационной базой.

Методическую помощь в разработке Лесных планов может оказать Рослесхоз, субъекты РФ, где лесные планы уже разработаны или разрабатываются наиболее оперативно и профессионально (Вологодская, Архангельская, Калининградская области, Красноярский край).

Необходима стыковка Лесных планов смежных субъектах РФ. Крупные интегрированные структуры, создавая или модернизируя производственные мощности в одном субъекте федерации, предполагают, что смогут получать сырьё от смежных субъектов РФ.

И если соседи откажут в обеспечении сырьём, решить проблему будет крайне сложно, а законодательством не преду-смотрено урегулирование этой проблемы.

Очевидно, что при реализации крупных инвестиционных проектов необходимо учитывать интересы малого и среднего бизнеса.

С одной стороны, необходимо сохранить малый и средний бизнес, с другой – искусственное торможение крупных инвестиционных проектов приведёт к потере конкурентоспособности России на внешнем и на внутреннем рынке.

Сложилась ситуация, когда каждый субъект РФ разрабатывает стратегию развития, а общей государственной стратегии – нет.

Как результат – регионами планируется строительство нескольких ЦБК, десятков заводов по производству плит с туманными перспективами обеспечения сырьём, сбыта продукции.

В ряде субъектов РФ распространяются преференции на участки лесного фонда, находящегося в аренде у заявителя приоритетного инвестиционного проекта.

Такая позиция ставит в заведомо невыгодные условия инвесторов, модернизирующих производство, по сравнению с теми, которые строят новые мощности.

Крупные инвестиционные проекты начинают приносить отдачу через 5-10 лет после начала их реализации, но руководители регионов заинтересованы в наполнении бюджета сейчас, сегодня, а не в далёкой перспективе.

Нет чёткой нормативной базы, по которой определяется инвестор в том случае, когда на один участок лесного фонда претендуют несколько инвесторов.

Кому отдать предпочтение? В разных субъектах решается по-разному: где-то определяющим фактором является объём инвестиций, где-то объём отчислений в бюджет, где-то количество создаваемых рабочих мест
и т. д.

Не определено также — кто может быть арендатором лесного фонда: инвестор или его дочернее предприятие, занимающееся лесозаготовками.

Остаётся непонятным, почему только 14 приоритетных инвестиционных проектов утверждены, около 30 поступили и не рассматриваются, 150 находятся в субъектах федерации, и процесс утверждения приоритетных проектов приостановлен под предлогом того, что происходит очередная реорганизация министерств и ведомств, перераспределяются полномочия и т. п. Пришло время форсировать рассмотрение и утверждение приоритетных инвестиционных проектов.

Ректор ВИПКЛХ Анатолий Петров

начал своё выступление с того, что его институт не является ни заказчиком, ни разработчиком Лесных планов, в связи с чем может высказать собственное мнение по теме «Лесной план субъекта РФ – инструмент стратегического регионального планирования».

По мнению Анатолия Павловича, когда принимали Лесной кодекс, ситуация в лесной отрасли была несколько иная, чем сейчас. Поначалу все полномочия передали регионам, потом опомнились, видимо, вспомнив, что лес – федеральная собственность. Лесной кодекс вступил
в силу, регионы разрабатывают Лесные планы. В то же время до 1 августа 2008 года должна быть разработана и принята «Стратегия развития лесного комплек-са РФ».

Возникает парадоксальная ситуация: федеральная власть разрабатывает свою стратегию развития ЛПК, регионы РФ – каждый свою собственную стратегию, включённую в Лесной план. При этом федеральная и региональные стратегии не согласованы между собой.

Рынок диктует: план (стратегию) надо строить от потребности рынка. У нас планы строятся в зависимости от того, что мы умеем делать. Разрабатываются Лесные планы в первую очередь на основании лесоустройства, а не на том, сколько сейчас рынок требует целлюлозы, бумаги, плит, пиломатериалов.

Расчёты показывают, что регионы запланировали построить столько мощностей по производству плит, продукции ЦБП, что таких объёмов рынок не «переварит». И не дай бог, если все региональные стратегии будут реализованы – огромные деньги будут потрачены впустую.

Проект Федеральной стратегии на своих первых страницах ссылается на потребности рынка. В региональных планах нет раздела, анализирующего потребности рынка, кто будет брать их лесопродукцию сегодня, завтра и через десять лет – не ясно.

Внутренний рынок ограничен низкими доходами россиян, на внешнем рынке нашу лесопродукцию никто не ждёт с распростёртыми объятиями. Может, сейчас уже поздно, но надо принять поправки в Лесные планы, чтобы не делать грубых ошибок в планировании, подождать, когда будет принята федеральная стратегия развития лесной отрасли, а региональные Лесные планы соподчинить федеральной стратегии.

Заказчиком Лесного плана следует учесть два важнейших фактора. Первый – экология, необходимо оценить лесные ресурсы по международным стандартам. Второй – рынок. Следуя этим двум направлениям, по этим двум траекториям, можно прийти к реальным обоснованным проектам, где чётко прописаны инвесторы, сроки реализации проектов, ответственные за выполнение лица и ожидаемый результат.

Только в этом случае реализация плана окажет существенное положительное влияние на экономику регионов и России
в целом.

 

От редакции

После выступления участников саммита напрашивается сразу несколько неутешительных выводов.

У реформ лесной отрасли нет автора. Не сформулирована главная цель реформ, ради чего они начаты, куда мы идём сейчас и чего должны добиться в ходе реформ. Лесные богатства — лакомый кусок, и на верхних этажах власти идёт постоянная борьба за право управлять лесом. Скорее всего, этим и вызвано последнее решение о передаче Рослесхоза в Минсельхоз.

Чем глубже реформы лесной отрасли, тем больше всплывает на поверхность ошибок, недоработок, нестыковок Лесного кодекса с другими законодательными актами, что вынуждает постоянно вносить в лесную конституцию поправки.

В разработке Лесного кодекса принимали участие представители крупного бизнеса, и в кодексе удивительным образом только крупный бизнес получил право претендовать на лесфонд без аукциона, за половину минимальной ставки платы за лес на корню, да ещё пользоваться средствами Инвестиционного фонда. Правда, для получения таких льгот надо добиться, чтобы инвестиционный проект был признан приоритетным, но это уже дело техники.

Сколько разговоров, заявлений сделано о поддержке малого бизнеса, а вот в Лесном кодексе об этом ни слова, хотя крупный бизнес в Лесном кодексе не обойдён вниманием — в части возможности реализовать приоритетные инвестиционные проекты.

Выходит, малый бизнес может получать лес только с
аукциона — или работать на услугах у крупного бизнеса, а крупный бизнес может получить лес без аукциона и за полцены.

Национальная лесная политика до сих пор не разработана, не ясно – каким видится федеральному центру ЛПК в ближней и дальней перспективе. А реформы меж тем идут уже не первый год. Похоже, в лесной отрасли мы действуем методом тыка: будут реформы удачными – хорошо, а провалятся – виновника всегда можно назначить.

Сергей Кондратьев.

Архангельск-С.-Петербург-Архангельск.


Дата публикации: 5 июля 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий