Рабочее совещание в Архангельске

В апреле в Архангельске с кратковременным деловым визитом побывал руководитель Рослесхоза Валерий Рощупкин. С его участием в администрации области состоялось рабочее совещание, на котором присутствовали новый глава администрации области Илья Михальчук, заместитель главы по природным ресурсам и экологии Александр Давитиашвили, первые руководители департамента ЛК, руководители предприятий ЛПК.

Начиная своё выступление, Валерий Рощупкин предложил в ходе рабочего совещания обсудить узловые проблемы лесной отрасли, наметить план действий по их решению.

Валерий Павлович сообщил, что весной Госдума должна принять пакет поправок в Лесной кодекс на основе многочисленных предложений из регионов, в том числе и от Архангельской области. Поправки коснутся борьбы с нелегальным оборотом древесины и ряда «шероховатостей» лесного законодательства, которые мешают работать лесной отрасли.

В числе организационных вопросов – завершение в текущем году преобразований, прописанных в Лесном кодексе, и основных работ по реорганизации лесного хозяйства. Здесь на первом месте — разработка и принятие Лесных планов регионов, которые должны быть готовы не позднее сентября 2008 года. Трёхмесячный срок до начала 2009 года нужен лесопромышленникам для подготовки лесохозяйственных регламентов, проектов освоения
и проведения всех регламентов по отводу лесосек.

Если эти работы не будут сделаны до 31 декабря 2008 года, можно считать, что регион останется без лесных ресурсов, без права производства работ в лесу. Это очень серьёзная угроза, которая нависла буквально над всеми областями и республиками.

Касаясь ситуации в Архангельской области, руководитель Рослесхоза отметил, что здесь проведены лесные конкурсы и аукционы, идёт работа над лесохозяйственными регламентами, договоры аренды лесфонда приводятся в соответствие с требованиями Лесного кодекса.

Однако отношение к Лесному плану региона должно быть абсолютно другим, поскольку Лесной план – это вся система финансирования отрасли, он определяет, где леса рубить, где держать в резерве, где заниматься рекреацией. Вся лесная экономика полностью зависит от Лесного плана региона.

Президент и правительство поставили задачу развития ЛПК, поэтому Лесной совет в апреле рассмотрит стратегию развития ЛПК России, в июне на заседании правительства эта стратегия будет принята. За это время руководителям ЛПК предстоит ещё раз проанализировать собственные концепции развития, внести свои предложения в общероссийскую стратегию. После июня будут внесены изменения в законодательство, в систему управления лесного комплекса для воплощения в жизнь стратегии развития отрасли.

Валерий Рощупкин остановился на борьбе с нелегальным оборотом древесины. В России разворовывается 15% лесных ресурсов от общего объёма заготовки, что наносит экономике России, её имиджу в мировом сообществе серьёзный урон.

Архангельская область включена в эксперимент Рослесхоза по борьбе с незаконными рубками, в ходе которого кроме прочего предполагается не только введение единого документа на транспортировку лесной продукции, единого документа по прохождению пунктов учёта при перевозке древесины автотранспортом, но и ведение единого баланса на пункте переработки лесной продукции. Вся информационная система ЛПК будет отлажена и в лес­
ной отрасли Архангельской области.

Ещё одна серьёзная проблема –
усыхающие леса в Архангельской области, где в зоне поражения – 147 млн. кбм древесины. Предстоит как можно скорее выработать практические решения по борьбе с этой бедой и приступить к их реализации.

Особых претензий к Архангельской области по проведению реформ федеральный центр не имеет. Промышленность развита, но не без недостатков, доставшихся нам в наследство от прежних времён.

Далее Александр Давитиашвили предложил заслушать информацию первых руководителей департамента ЛК по исполнению регионом полномочий в сфере лесных отношений, выслушать предложения по усыхающим лесам, а также по концепции модельного леса «Тайга беломорская».

Директор департамента Николай Кротов отметил, что все работы по реформе лесного хозяйства завершены, приняты региональные лесные нормативные акты, что подтверждается возросшим объёмом заготовки леса: в 2007 году заготовлено 12,4 млн. кбм, это больше, чем в любой другой год нового века.

В настоящее время идёт формирование Лесного плана региона, который на десять лет вперёд задаст ритм и направление использования лесных ресурсов.

Николай Степанович остановился на
двух приказах Рослесхоза. Приказ № 68
от 28 марта 2008 г. значительно изменил условия лесоэксплуатации для области. Так, вследствие этого приказа Архангельское лесничество стало чисто лесоэксплуатационным (прежде здесь 1/3 занимали притундровые леса), а Лешуконское лесничество, где сегодня есть арендаторы и ведётся лесозаготовка, «благодаря» приказу № 68 лишилось
1 млн. кбм расчётной лесосеки. Другой приказ Рослеcхоза — об установлении возраста рубок. На существенной части территории Архангельской области возраст рубок снижен. На первый взгляд, такое решение – благо для лесозаготовителей. Но если проанализировать состояние лесного фонда, динамику роста лесных насаждений, то выясняется – введение в действие этого приказа снижает объёмы заготовки хвойного пиловочника по региону на 1520%.

Департаментом ЛК Архангельской области в Рослесхоз направлены предложения, касающиеся этих двух приказов, высказана просьба рассмотреть эти предложения, принять по ним решения, поскольку оба приказа влияют на содержание разрабатываемого Лесного плана региона. Также Николай Кротов высказал опасения по своевременной подготовке Лесного плана, поскольку первый месяц работы над ним практически был раскачкой.

Валерий Рощупкин сообщил, что первые 7 регионов уже сдали свои Лесные планы на утверждение, в мае таких регионов будет уже 17, и Валерий Павлович предложил установить над разработчиком Лесного плана — СанктПетербургским НИИ лесного хозяйства жесточайший контроль, регулярно требовать отчёт о выполненной работе. В Лесном плане необходимо отразить свою концепцию лесного комплекса: существование лесных плантаций, целевое ведение лесного хозяйства, подход к снижению возрастов рубок, решение сырьевой проблемы региона – всё это должно быть в Лесном плане. Есть опасения, что около 30 регионов России скорее всего не сумеют своевременно разработать Лесной план, и существует реальная угроза остановки там всей лесохозяйственной деятельности.

Заместитель директора департамента ЛК Виктор Гладышев коротко рассказал о работе в зоне усыхающих лесов. По его словам, разработан план мероприятий по усыхающим лесам, в зоне которых проводятся крупные противопожарные мероприятия, устроено 108 км противопожарных барьеров, 280 км минерализованных полос, на 450 км произведён уход за минерализованными полосами, проводится строительство и ремонт противопожарных лесных дорог, а вся противопожарная техника, полученная по пилотному проекту, рассредоточена по периметру усыхающих лесов.

Действует и региональный план предотвращения чрезвычайных ситуаций в зоне усыхающих лесов. При повышении пожарной опасности в лесах в летнее время усиливалось авиапатрулирование зоны усыхающих лесов. Также в зоне усыхания проведены сплошные санитарные рубки на площади 15 тыс. га с объёмом заготовленной древесины в 2,5 млн. кбм. Продолжается создание промышленных производств в зоне усыхания лесов.

Вновь взявший слово Валерий Рощупкин согласился с тем, что усыхающие леса необходимо осваивать, однако 157 млн. кбм – это практически годовой объём заготовки всей России, и Архангельской области потребуется очень много времени, чтобы освоить все усыхающие леса. В борьбе с усыханием предложил использовать возможности, предоставленные Лесным кодексом, в том числе и с учётом вносимых в Кодекс поправок, в частности – по созданию модельных лесов.

В Лесной кодекс вносятся поправки, которые прописывают особый подход к модельным лесам. Для каждого модельного леса будут особые правила рубок, воспроизводства лесов, ведения лесного хозяйства и т. д.

Необходимо подумать о создании модельного леса на территории усыхающих лесов, чтобы эту зону не только зачищать от сухостоя, но и восстанавливать, а федеральный центр данному проекту обещает всемерную поддерж­ку, в том числе и финансовую.

Николай Кротов добавил, что в зоне усыхания лесов происходит столкновение интересов бизнеса и природоохранных организаций, в том числе и международных, которые говорят о ней не как о зоне усыхания, а как о последнем крупном старовозрастном лесном массиве в Европе, и по их мнению, здесь рубить лес нельзя. Представители лесного бизнеса Архангельской области вынуждены идти на компромисс с экологами, заключать моратории на часть территории, которая находится
в зоне усыхания.

Для решения этого спорного вопроса Валерий Павлович предложил использовать Лесной план региона, который должен прописать зонирование всей лесной территории. Механизм действия Лесного плана таков, что общественные организации могут вносить свои предложения в проект плана, но не вправе вносить какие­либо изменения в принятый Лесной план.

При этом всё тот же модельный лес создаётся при участии науки, общественных организаций, в том числе и международных. И после принятия Лесного плана, принятия решения по модельному лесу уже никто не вправе будет диктовать – где рубить лес, а где не рубить, и как его восстанавливать. Тем более что в июне 2008 года Россия будет принята в международную ассоциацию модельных лесов.

Зачастую не ясно, когда некоторые природоохранные организации защищают интересы бизнеса, в том числе и иностранного, а когда действительно борются за сохранение природы. И чтобы избежать ненужных конфликтов, надо грамотно использовать российское лесное законодательство, активно сотрудничать с общественными организациями, в том числе и международными, которые поддержали идею создания модельных лесов.

Александр Давитиашвили сообщил, что нет полной ясности, что делать с незаконно заготовленной и конфискованной древесиной, реализовывать которую должен федеральный фонд имущества, но он этим не занимается. Департамент ЛК предлагает Фонду имущества услуги лесничеств для реализации конфискованной древесины, площадки для хранения леса, иное содействие в реализации этого леса. Отклика на такие предложения нет.

Как выяснилось, это проблема всей России, в некоторых регионах скопились десятки тысяч кубометров конфискованной древесины и сотни единиц лесной техники, конфискованной за незаконные рубки. Есть предложение передать функции по реализации конфискованной древесины и техники в регионы, но пока проблема реализации конфиската не решена.

Александр Давитиашивили сообщил, что на территории области есть огромные площади бывших сельхозземель, которые много лет не используются, зарастают кустарником, а при правильном использовании эти земли можно занять под плантационное выращивание лесов, что в перспективе позволило бы уменьшить сырьевой дефицит, особенно для ЦБК. Однако в настоящее время перевод таких земель из одной категории в другую сильно забюрократизирован и весьма затратен.

Также не прописан и не ясен порядок получения бюджетных средств из
1 млрд. на строительство лесных дорог, о котором недавно заявил премьер­министр.

Как сообщил директор по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления ОАО «Группа Илим» Дмитрий Чуйко, разработчики Лесного плана Архангельской области считают, что с его разработкой можно не спешить, можно разработать план и к концу 2008 года, главное — разработать лесохозяйственный регламент. По мнению Дмитрия Дмитриевича, это глубокое заблуждение, и опоздание
с разработкой Лесного плана может завести в тупик реформирование лесной отрасли.

Также нет должного контакта разработчика Лесного плана СанктПетербургского НИИ лесного хозяйства
с крупным бизнесом региона.

До сих пор не отрегулированы межрегиональные отношения субъектов при реализации приоритетных инвестиционных проектов, когда перерабатывающее предприятие находится в одном регионе, а часть лесного фонда — в соседнем или соседних регионах, которым невыгодно за половину минимальной ставки платы за лес на корню отдавать ценное сырьё соседям (Постановление Правительства РФ
№ 419 от 30.06.2007 г.). Этот вопрос ещё предстоит решить Правительству РФ.

В конце рабочего совещания Валерий Рощупкин сообщил, что поправки в Лесной кодекс кроме всего прочего предусматривают введение единого
документа, подтверждающего легаль
ность перевозимой древесины, и создание пунктов учёта перевозимой древесины. После принятия в Лесной кодекс этих поправок перевозить ворованную древесину будет значительно сложнее, что должно снизить объёмы незаконной заготовки леса.

Как видим, рабочее совещание было понастоящему рабочим и полезным для лесной отрасли.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.


Дата публикации: 28 апреля 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий