Луковецкий ЛПХ: время перемен
В день моей командировки исполнялось ровно два года как Александр Хибель в составе представительной делегации приехал в Луковецкий леспромхоз (который входит в группу предприятий ОАО «Лесозавод2»), а уже 12 апреля 2006 года Александр Александрович вступил в должность директора предприятия.
Два года работы руководителем крупного ЛПХ — срок немаленький, и вполне логично было поинтересоваться у
генерального директора результатами работы ЛПХ под его руководством за истекшее время.
Александр Александрович начал разговор с анализа производственных показателей за прошедший год. По мнению руководителя, 2007 год нельзя назвать полностью удачным. В сравнении с 2006 годом почти по всем показателям есть рост, за исключением подвозки древесины и производ
ства пиломатериалов. Главные показатели 2006 года – заготовка, трелёвка, вывозка, раскряжёвка, производство круглых лесоматериалов — в 2007 году были перекрыты.
Тем не менее напряжённые планы, которые были намечены, к сожалению, не удалось выполнить.
Можно бесконечно сетовать на тёплую зимнюю погоду, но это не понижает температуру воздуха, погода всё так же не даёт лесозаготовителям работать в полную силу. А тут ещё и снег! Теперь высокие сугробы в лесу не позволяют успешно вести заготовку и трелёвку. Однако природе не прикажешь.
По словам гендиректора,
в последнее время обострилась кадровая проблема. Хотя заработки в леспромхозе для лесной отрасли неплохие и зарплата выплачивается регулярно, причина в другом. Леспромхозу исполнилось 36 лет, и большинство работников, приехавших в Луковецкий в молодые годы, теперь предпенсионного или пенсионного возраста.
Работа в лесу тяжёлая, люди получают профессиональные заболевания: в 1994 году профзаболевания были обнаружены у трёх человек, в 1995 году – у четырёх, в 1996м
– у десяти, в 1998м – у шести, в 2000м – у двух, в 2002м –
у пяти, в 2003м – у двух, в 2004м – у пяти, в 2006м – у одного, в 2007 году – у 30 человек.
Молодёжь не особенно стремится работать в лесу — не устраивают условия труда, уровень зарплаты. Поэтому, по мнению Александра Александровича, выход один: внедрять современную лесозаготовительную технику – харвестеры и форвардеры. Только так можно сохранить и даже увеличить объёмы заготовки леса. Леспромхоз сделал выбор и планирует приобрести комплекс харвестер+форвардер фирмы «Валмет». Сейчас ведутся переговоры с представителями этой фирмы.
Одновременно леспромхоз уже формирует группу операторов, которые будут трудиться на новых машинах. Два будущих оператора – работники ЛПХ, шесть операторов приглашены с других предприятий.
Попрежнему острейшая проблема — дефицит водителей. В самое горячее время не все лесовозы укомплектованы для работы в две смены, на четырёх лесовозах вообще нет водителей. Леспромхоз отправил четырёх молодых людей учиться на водителей. Трое из них получили необходимую водительскую категорию.
Весьма существенную помощь в заготовке леса леспромхозу оказывает ОАО «Двиносплав». Согласно договору об услугах, комплекс ОАО «Двиносплав» уже не первый год работает на делянках Луковецкого ЛПХ, заготавливая в год до 40 тыс. кбм древесины. В прошлом году в леспромхозе также неплохо поработал комплекс ООО «Лескомсервис».
Можно привлечь иностранную рабочую силу – из Украины, Молдовы, Белоруссии. Однако привлекать иностранных рабочих дорого и долго, поэтому главная ставка всётаки на местных жителей.
Александр Александрович сказал немало добрых слов о надёжных и производительных валочнопакетирующих машинах «Тимберджек». Одна такая ВПМ 11 лет работает на заготовке леса по хлыстовой технологии, выдавая в год 60 тыс. кбм, другая машина, срок эксплуатации которой 13 лет, сейчас переоборудована для обрезки сучьев, на неё вместо срезающего устройства установили харвестерную головку. Умеют зарубежные машиностроители делать качественную лесную технику.
Чтобы не иметь проблем с обрезкой сучьев, год назад леспромхоз приобрёл отечественную экспериментальную сучкорезку ЛП33Б1, надеясь, что российские машиностроители в своей новой машине использовали все технические достижения последних лет.
По словам руководителя ЛПХ, потратив на приобретение новинки почти 3 млн. рублей, леспромхоз приобрёл и массу проблем. Новая сучкорезка по всем параметрам оказалась значительно хуже старой ЛП30Б. Оператор сучкорезки Константин Луков год промучился с новой машиной, затем поставил её в гараж и сказал директору, что ближе чем на 100 метров к этой «вершине технической мысли» российских машиностроителей не подойдёт. После чего восстановил старую, списанную сучкорезку и приступил наконец к обрезке сучьев.
Не спешат российские машиностроители совершенствовать и челюстные погрузчики. ЛПХ приобрёл новый челюстник, но как его ни изучали, так и не смогли понять – чем отличается новая машина от челюстного погрузчика, который выпускался 1520 лет назад. Такой вот «стремительный» прогресс в отечественном лесном машиностроении. Отношение ряда отечественных машиностроителей к лесозаготовителю нельзя назвать партнёрским. И всё же, по мнению Александра Хибеля, бывают счастливые исключения. Для погрузки хлыстов леспромхоз приобрёл экскаваторпогрузчик с грейферным захватом ковровских машиностроителей, который работает без сбоев. Аналогичные погрузчики успешно работают в соседнем предприятии.
Александр Александрович опытный лесопромышленник, однако не считает лишним изучать и заимствовать опыт лесозаготовительных предприятий области. Нередко Александр Хибель вместе со специалистами, механизаторами предприятия выезжает на соседние предприятия, чтобы перенять их интересный и полезный опыт.
Сторонний наблюдатель не увидит разницы между тем, к примеру, как грузят хлысты на лесовоз два разных оператора. И лишь тот, кто сам занимается погрузкой леса, заметит и оценит те или иные приёмы работы.
Надо сказать, что и в Луковецкий приезжают за опытом из других леспромхозов — как в социалистические времена. Но тогда обмен опытом происходил по приказу сверху, теперь же — по инициативе снизу.
Леспромхоз своевременно подготовил все документы для переоформления договоров аренды лесов в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса.
Лесфонд ЛПХ расположен на территории трёх лесхозов, граничит с автомобильными и ж/д, бывшими сельскими лесами, что требует значительного времени на согласование «приграничных» вопросов.
На день командировки договоры аренды по двум лесхозам уже направлены в департамент ЛК, по третьему – всё ещё в процессе согласования. Поэтому для своевременного и полного обеспечения лесфондом в декабре 2007 года были выписаны лесобилеты.
После кадровой проблемы на втором месте, по мнению Александра Хибеля, строительство лесных дорог.
Чтобы ЛПХ мог работать круглый год, нужны дороги круглогодового действия, а затраты на их строительство настолько велики, что для леспромхозов попросту разорительны. Вдобавок ко всему теперь ЛПХ должен за свой счёт вести лесное хозяйство на арендованной территории.
Лес находится в федеральной собственности, и именно собственник должен финансировать строительство лесных дорог, что он не спешит делать, перекладывая эту работу на плечи леспромхозов.
Можно, конечно, и Луковецкому перейти на сезонный режим работы – заниматься вывозкой леса только в зимнее время. Однако, по мнению Александра Хибеля, это неверный путь, поскольку настоящей зимы второй год нет. Люди должны быть обеспечены работой и зарплатой круглый год, а производственные мощности не должны простаивать. Для устойчивой работы ЛПХ должен построить сегодня самое малое 12 км дорог, чтобы попасть к новым лесным массивам.
За последние два года при содействии ОАО «Лесозавод2» в леспромхозе приобретено более 30 единиц лесной и дорожной техники, планируется обновление автомобильного парка.
Хвойный пиловочник ЛПХ отгружает в адрес ОАО «Лесозавод2», балансы – на АЦБК и ЦБК Карелии. Причём часть древесины отгружается потребителям прямо из делянок ЛПХ, где ведётся сортиментная заготовка леса.
В прошлом году Луковецкий ЛПХ участвовал в областном соревновании на кубок губернатора среди лесозаготовительных предприятий области и занял третье место. Призовая сумма в 350 тыс. рублей вся до копейки пошла на премирование коллектива.
В этом году леспромхоз вновь включился в соревнование, объявленное в декабре прошлого года, и вновь намерен побороться за призовое место. Такое соревнование, считает Александр Хибель, это дополнительный стимул для успешной работы леспромхоза.
Как член коллегии департамента лесного комплекса Александр Хибель активно участвует в обсуждении важнейших проблем отрасли. По мнению Александра Александровича, было бы
очень важно создать объединение лесопромышленников Архангельской области. Опыт работы Союза лесопромышленников (прежде А. А. Хибель работал в Ленинградской области) свидетельствует, что союз – это авторитетная и влиятельная организация, способная влиять как на местную, так и на федеральную власть, отстаивать интересы лесопромышленников на всех этажах исполнительной и законодательной власти. На одной из последних коллегий рассматривалось предложение создать объединение лесопромышленников в Архангельской области, но пока члены коллегии не пришли к общему мнению по данному вопросу. А ведь необходимость создания такого объединения назрела давно — отдельным предприятиям не под силу решать ключевые вопросы отрасли.
Мнение ветерана
Мы попросили Юрия Мамонтова, ветерана лесной отрасли, много лет возглавлявшего Луковецкий ЛПХ, высказать свою точку зрения на объединение работодателейлесопромышленников.
По мнению Юрия Трофимовича, союз лесопромышленников Архангельской области в своё время сыграл важную роль в отстаивании интересов лесной отрасли, взаимодействии ЛПК с органами государственной власти.
Без координации усилий, без обмена опытом, без учёта интересов малого, среднего и крупного бизнеса не может идти речи о развитии отрасли.
В немалой степени способность лесопромышленников действовать согласованно, вырабатывать и проводить единую лесную политику и станет решающим фактором в стабилизации лесной отрасли.
Сергей Кондратьев.
Дата публикации: 25 февраля 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №
Другие новости по теме:
- «Светлозерсклес» в работе
- Зимние месяцы год кормят
- Формула успеха
- Луковецкому — 40 лет!
- Лес есть – складывать некуда
Сообщить о ошибке