Луковецкий ЛПХ: время перемен

В день моей командировки исполнялось ровно два года как Александр Хибель в составе представительной делегации приехал в Луковецкий леспромхоз (который входит в группу предприятий ОАО «Лесозавод2»), а уже 12 апреля 2006 года Александр Александрович вступил в должность директора предприятия.

Два года работы руководителем крупного ЛПХ — срок немаленький, и вполне логично было поинтересоваться у
генерального директора результатами работы ЛПХ под его руководством за истекшее время.

Александр Александрович начал разговор с анализа производственных показателей за прошедший год. По мнению руководителя, 2007 год нельзя назвать полностью удачным. В сравнении с 2006 годом почти по всем показателям есть рост, за исключением подвозки древесины и производ
ства пиломатериалов. Главные показатели 2006 года – заготовка, трелёвка, вывозка, раскряжёвка, производство круглых лесоматериалов — в 2007 году были перекрыты.

Тем не менее напряжённые планы, которые были намечены, к сожалению, не удалось выполнить.

Можно бесконечно сетовать на тёплую зимнюю погоду, но это не понижает температуру воздуха, погода всё так же не даёт лесозаготовителям работать в полную силу. А тут ещё и снег! Теперь высокие сугробы в лесу не позволяют успешно вести заготовку и трелёвку. Однако природе не прикажешь.

По словам гендиректора,
в последнее время обострилась кадровая проблема. Хотя заработки в леспромхозе для лесной отрасли неплохие и зарплата выплачивается регулярно, причина в другом. Леспромхозу исполнилось 36 лет, и большинство работников, приехавших в Луковецкий в молодые годы, теперь предпенсионного или пенсионного возраста.

Работа в лесу тяжёлая, люди получают профессиональные заболевания: в 1994 году профзаболевания были обнаружены у трёх человек, в 1995 году – у четырёх, в 1996м
– у десяти, в 1998м – у шести, в 2000м – у двух, в 2002м –
у пяти, в 2003м – у двух, в 2004м – у пяти, в 2006м – у одного, в 2007 году – у 30 человек.

Молодёжь не особенно стремится работать в лесу — не устраивают условия труда, уровень зарплаты. Поэтому, по мнению Александра Александровича, выход один: внедрять современную лесозаготовительную технику – харвестеры и форвардеры. Только так можно сохранить и даже увеличить объёмы заготовки леса. Леспромхоз сделал выбор и планирует приобрести комплекс харвестер+форвардер фирмы «Валмет». Сейчас ведутся переговоры с представителями этой фирмы.

Одновременно леспромхоз уже формирует группу операторов, которые будут трудиться на новых машинах. Два будущих оператора – работники ЛПХ, шесть операторов приглашены с других предприятий.

По­прежнему острейшая проблема — дефицит водителей. В самое горячее время не все лесовозы укомплектованы для работы в две смены, на четырёх лесовозах вообще нет водителей. Леспромхоз отправил четырёх молодых людей учиться на водителей. Трое из них получили необходимую водительскую категорию.

Весьма существенную помощь в заготовке леса леспромхозу оказывает ОАО «Двиносплав». Согласно договору об услугах, комплекс ОАО «Двиносплав» уже не первый год работает на делянках Луковецкого ЛПХ, заготавливая в год до 40 тыс. кбм древесины. В прошлом году в леспромхозе также неплохо поработал комплекс ООО «Лескомсервис».

Можно привлечь иностранную рабочую силу – из Украины, Молдовы, Белоруссии. Однако привлекать иностранных рабочих дорого и долго, поэтому главная ставка всётаки на местных жителей.

Александр Александрович сказал немало добрых слов о надёжных и производительных валочно­пакетирующих машинах «Тимберджек». Одна такая ВПМ 11 лет работает на заготовке леса по хлыстовой технологии, выдавая в год 60 тыс. кбм, другая машина, срок эксплуатации которой 13 лет, сейчас переоборудована для обрез­ки сучьев, на неё вместо срезающего устройства установили харвестерную головку. Умеют зарубежные машиностроители делать качественную лесную технику.

Чтобы не иметь проблем с обрезкой сучьев, год назад леспромхоз приобрёл отечественную экспериментальную сучкорезку ЛП33Б1, надеясь, что российские машиностроители в своей новой машине использовали все технические достижения последних лет.

По словам руководителя ЛПХ, потратив на приобретение новинки почти 3 млн. рублей, леспромхоз приобрёл и массу проблем. Новая сучкорезка по всем параметрам оказалась значительно хуже старой ЛП30Б. Оператор сучкорезки Константин Луков год промучился с новой машиной, затем поставил её в гараж и сказал директору, что ближе чем на 100 метров к этой «вершине технической мысли» российских машиностроителей не подойдёт. После чего восстановил старую, списанную сучкорезку и приступил наконец к обрезке сучьев.

Не спешат российские машиностроители совершенствовать и челюстные погрузчики. ЛПХ приобрёл новый челюстник, но как его ни изучали, так и не смогли понять – чем отличается новая машина от челюстного погрузчика, который выпускался 1520 лет назад. Такой вот «стремительный» прогресс в отечественном лесном машиностроении. Отношение ряда отечественных машиностроителей к лесозаготовителю нельзя назвать партнёрским. И всё же, по мнению Александра Хибеля, бывают счастливые исключения. Для погрузки хлыстов леспромхоз приобрёл экскаватор­погрузчик с грейферным захватом ковровских машиностроителей, который работает без сбоев. Аналогичные погрузчики успешно работают в соседнем предприятии.

Александр Александрович опытный лесопромышленник, однако не считает лишним изучать и заимствовать опыт лесозаготовительных предприятий области. Нередко Александр Хибель вместе со специалистами, механизаторами предприятия выезжает на соседние предприятия, чтобы перенять их интересный и полезный опыт.

Сторонний наблюдатель не увидит разницы между тем, к примеру, как грузят хлысты на лесовоз два разных оператора. И лишь тот, кто сам занимается погрузкой леса, заметит и оценит те или иные приёмы работы.

Надо сказать, что и в Луковецкий приезжают за опытом из других леспромхозов — как в социалистические времена. Но тогда обмен опытом происходил по приказу сверху, теперь же — по инициативе снизу.

Леспромхоз своевременно подготовил все документы для переоформления договоров аренды лесов в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса.

Лесфонд ЛПХ расположен на территории трёх лесхозов, граничит с автомобильными и ж/д, бывшими сельскими лесами, что требует значительного времени на согласование «приграничных» вопросов.

На день командировки договоры аренды по двум лесхозам уже направлены в департамент ЛК, по третьему – всё ещё в процессе согласования. Поэтому для своевременного и полного обеспечения лесфондом в декабре 2007 года были выписаны лесобилеты.

После кадровой проблемы на втором месте, по мнению Александра Хибеля, строительство лесных дорог.

Чтобы ЛПХ мог работать круглый год, нужны дороги круглогодового действия, а затраты на их строительство настолько велики, что для леспромхозов попросту разорительны. Вдобавок ко всему теперь ЛПХ должен за свой счёт вести лесное хозяйство на арендованной территории.

Лес находится в федеральной собственности, и именно собственник должен финансировать строительство лесных дорог, что он не спешит делать, перекладывая эту работу на плечи леспромхозов.

Можно, конечно, и Луковецкому перейти на сезонный режим работы – заниматься вывозкой леса только в зимнее время. Однако, по мнению Александра Хибеля, это неверный путь, поскольку настоящей зимы второй год нет. Люди должны быть обеспечены работой и зарплатой круглый год, а производственные мощности не должны простаивать. Для устойчивой работы ЛПХ должен построить сегодня самое малое 12 км дорог, чтобы попасть к новым лесным массивам.

За последние два года при содействии ОАО «Лесозавод2» в леспромхозе приобретено более 30 единиц лесной и дорожной техники, планируется обновление автомобильного парка.

Хвойный пиловочник ЛПХ отгружает в адрес ОАО «Лесозавод2», балансы – на АЦБК и ЦБК Карелии. Причём часть древесины отгружается потребителям прямо из делянок ЛПХ, где ведётся сортиментная заготовка леса.

В прошлом году Луковецкий ЛПХ участвовал в областном соревновании на кубок губернатора среди лесозаготовительных предприятий области и занял третье место. Призовая сумма в 350 тыс. рублей вся до копейки пошла на премирование коллектива.

В этом году леспромхоз вновь включился в соревнование, объявленное в декабре прошлого года, и вновь намерен побороться за призовое место. Такое соревнование, считает Александр Хибель, это дополнительный стимул для успешной работы лес­промхоза.

Как член коллегии департамента лесного комплекса Александр Хибель активно участвует в обсуждении важнейших проблем отрасли. По мнению Александра Александровича, было бы
очень важно создать объединение лесопромышленников Архангельской области. Опыт работы Союза лесопромышленников (прежде А. А. Хибель работал в Ленинградской области) свидетельствует, что союз – это авторитетная и влиятельная организация, способная влиять как на местную, так и на федеральную власть, отстаивать интересы лесопромышленников на всех этажах исполнительной и законодательной власти. На одной из последних коллегий рассматривалось предложение создать объединение лесопромышленников в Архангельской области, но пока члены коллегии не пришли к общему мнению по данному вопросу. А ведь необходимость создания такого объединения назрела давно — отдельным предприятиям не под силу решать ключевые вопросы отрасли.

 

Мнение ветерана

 

Мы попросили Юрия Мамонтова, ветерана лесной отрасли, много лет возглавлявшего Луковецкий ЛПХ, высказать свою точку зрения на объединение работодателей­лесопромышленников.

По мнению Юрия Трофимовича, союз лесопромышленников Архангельской области в своё время сыграл важную роль в отстаивании интересов лесной отрасли, взаимодействии ЛПК с органами государственной власти.

Без координации усилий, без обмена опытом, без учёта интересов малого, среднего и крупного бизнеса не может идти речи о развитии отрасли.

В немалой степени способность лесопромышленников действовать согласованно, вырабатывать и проводить единую лесную политику и станет решающим фактором в стабилизации лесной отрасли.

Сергей Кондратьев.


Дата публикации: 25 февраля 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий