Дороги прежде всего

О чём ни начни беседовать с руководителями лесозаготовительных предприятий — любой разговор повернёт к лесным дорогам. Тема эта неисчерпаема. И когда во время последней командировки в Коряжму мы беседовали с заместителем генерального директора ООО «ИлимСеверлес» по производ-ству Иваном Шевелятовым об итогах этого года и планах на будущее, разговор вновь зашёл о лесных дорогах.

Сейчас руководство ООО «ИлимСеверлес» ставит и решает задачу прорубить трассу зимника, который должен соединить Верхнетоемский район напрямую с Коряжмой. При этом Иван Алексеевич отметил, что в этом году инициатором выхода верхнетоемских лесозаготовителей на Коряжму стал директор Корниловского ЛПХ Николай Спирин.

Делянки корниловцев примыкают к границе Красноборского района. Осталось разрубить несколько десятков километров трассы, и дорога на Котласский ЦБК будет открыта, пусть даже только в зимнее время.

А пока нет короткой (около 150 км) дороги, древесину из делянок Корниловского ЛПХ везут сначала до Абрамково, там она перегружается на лесовозы «ИлимСеверЛеса» и доставляется на ЦБК.

Дорожный крюк получается более чем в 300 км. Поэтому Иван Алексеевич, да и не только он, считает, что «короткая» дорога на Коряжму нужна как воздух и лесозаготовителям Верхнетоемского района, и
ООО «ИлимСеверЛес», поскольку даст им возможность в зимнее время реализовать, причём с наименьшими затратами на транспортировку, значительные объёмы балансовой древесины потребителю.

 

Извольте на весы

 

В последнее время возникла ещё одна дорожная проблема. В районе котласского автомобильного моста начал работать пункт весового контроля. Разрешённая нагрузка на ось — 8 тонн. Закон суров, но это закон, и согласно ему перевозка тяжеловесных грузов с превышением более чем на 15% разрешённой максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, влечёт наложение административного штрафа на водителя в размере от 1,5-2 тыс. руб., на должностных лиц, ответственных за перевозку, от 10 до 15 тыс. руб., на юридических лиц — от 250 до 400 тыс. руб.

Так что нарушать требования закона — себе в убыток. Есть два выхода.

Первый. Уменьшить нагрузку на ось и возить лес на не полностью загруженых автолесовозах, что не выгодно для автоперевозчиков. Второй. Оформлять на каждый рейс лесовоза специальный пропуск, что тоже обходится недёшево, но всё-таки во много раз дешевле, чем платить административные штрафы.

Есть и третий выход — попытаться изменить действующее законодательство, убедить «думцев», что, к примеру, во время больших морозов, когда земля промерзает, нагрузку на ось следовало бы увеличить. Однако при неповоротливости нашей законодательной системы не приходится ожидать, что предложение северных грузоперевозчиков будут поддержаны Госдумой. Завершая дорожную тему, Иван Шевелятов порекомендовал автору этих строк встретиться и побеседовать с директором ООО «Литвиново КЦБК» Валерием Галушиным (на снимке), который отметил, что строительство, ремонт, содержание лесовозных дорог для леспромхоза —- первоочередная задача.

Далее Валерий Яковлевич привёл показатели о строительстве лежневых дорог за последние 3 года. Так, в 2005 году по-строено 2,9 км, в 2006 г. — 5,5 км, за первое полугодие 2007 г. — 3,6 км, за 11 месяцев 2007 г. — 10,2 км. План на 2008 год — 16 км.

Приступив в середине нынешнего года к обязанностям директора ЛПХ, Валерий Яковлевич сконцентрировал главное внимание именно на строительстве и ремонте дорог.

Увеличил расценки для дорожников, создал бригаду выходного дня, которая в субботу и воскресенье, когда не ведётся вывозка леса, занимается ремонтом дорог, привлёк дополнительную технику на дороги. И дело сдвинулось с мёртвой точки. По мнению Валерия Галушина, и нынешние темпы строительства и ремонта дорог не удовлетворяют потребности леспромхоза.

В будущем году при содействии «ИлимСеверЛеса» планируется выделение ЛПХ новой дорожной техники, что позволит в конечном итоге устойчиво вести заготовку и вывозку древесины.

В течение ряда лет леспромхоз расходовал значительные средства на приобретение автомобильных колёс. Ларчик открывался просто: из бетонных плит на дорогах торчали куски арматуры, которые и рвали в клочья колёса. Пришлось специально поставить человека срезать арматуру, и расходы на автоколёса резко снизились.

Как и в любом другом ЛПХ, в «Литвиново КЦБК» обостряется кадровая проблема. Расположенные в районе предприятия газового комплекса переманивают высокими заработками классных специалистов. Весьма любопытно, что всю производственную программу по лесозаготовкам выполняют 14 человек, работающих на современных лесозаготовительных комплексах, а остальные 130 человек заняты строительством дорог, вывозкой леса, формированием плотов зимней и летней сплотки. Сторожей 20 человек,
а без них не обойтись — не оставишь же без охраны современные комплексы, гараж, склад ГСМ.

Сейчас ООО «Литвиново КЦБК» отрезано от «большой земли». Балансы отправляются на ЦБК только по реке — в плотах зимней сплотки или в баржах.

В перспективе по плану в 2009 году должна вступить в строй дорога, которая свяжет Литвиново с Коряжмой, а значит, сбыт продукции ЛПХ будет не сезонным и более ритмичным, что безусловно скажется на развитии леспромхоза.

Как видим, куда ни кинь, а самая актуальная тема для лесозаготовителей — это лесные дороги, которые должны вывести лесную отрасль из тупика.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.


Дата публикации: 24 декабря 2007
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий