ВАЛИМ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ с оглядкой на забытое прошлое

Новые Правила заготовки древесины, утверждённые приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 1 августа 2011 г. № 337, официально опубликованы в «Российской газете» 20 января и вступают в силу 31 января 2012 года. Что в них привлекает внимание экспертов?

Новый нормативно-правовой документ, отмечают они, не содержит запрета на оставление так называемых «недорубов» — отведённых в рубку, но оставленных несрубленными деревьев. В ранее действовавших Правилах был пункт 8д, запрещавший «оставление деревьев, предназначенных для рубки — недорубов». В новых Правилах такого пункта нет. Это означает, что оставление при рубке деревьев, участков леса или целых лесосек, не начатых рубкой, больше не является нарушением действующего законодательства и не должно служить основанием для каких-либо санкций. Уплата лесопользователями неустоек за «недорубы» всё ещё может предусматриваться договорами аренды или купли-продажи, но лесопользователи теперь могут добиться исключения этих пунктов из договоров аренды по обоюдному согласию сторон договора или через суд в связи с изменившимся законодательством.

Не содержат новые Правила и запрета на оставление высоких пней. В ранее действовавших Правилах был пункт 9, в соответствии с которым «при заготовке древесины высота оставляемых пней не должна превышать одной трети диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 сантиметров — 10 сантиметров». Это важное изменение, поскольку мелочное требование по части пней позволяло проверяющим, не утруждая себя, находить нарушения практически на любой лесосеке, иногда даже не обращая внимание на серьёзные проблемы, для выявления и доказательства которых нужна большая работа.

Не требуется нынче и предварительной отметки (клеймением или иным способом) деревьев, отводимых в выборочную рубку. В ранее действовавших Правилах был пункт 14, гласивший, что «при отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются вырубаемые деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок». Более того — новые Правила предусматривают возможность проведения выборочных рубок с учётом по объёму заготовленной древесины, если разработка лесосеки проводится специально обученными машинистами лесозаготовительных машин и вальщиками леса (пункт 30г). Это устраняет одно из главных препятствий (или неудобств) для широкого внедрения выборочных рубок в практику лесопользования.

Отменено и требование, чтобы в равнинных лесах отведённые лесосеки были непременно прямо-угольной формы. Это тоже очень важное нововведение, поскольку требование к прямоугольности лесосек часто вынуждало проводить границы лесосек там, где насаждения не были устойчивы к повреждению ветром, иссушению и другим неблагоприятным воздействиям на образующиеся при рубках «стены леса». Отмена этого требования позволит, при наличии необходимых специалистов, размещать лесосеки таким образом, чтобы снизить негативное влияние рубок на санитарное состояние лесов, улучшить условия для возобновления леса и в целом использовать леса более разумно и эффективно.

Важно и то, что вводится (точнее, возвращается) понятие освидетельствования лесосек, или осмотра мест рубок. В Правилах используются оба эти термина — например, приложение 3 озаглавлено «Акт осмотра мест рубок», а в таблице в этом акте указывается «наличие древесины и лесоматериалов на день освидетельствования»). В целом это полезное изменение, но из-за недоработанности новых Правил с его введением возникают две крупные проблемы.

Во-первых, форма акта осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) предусматривает указание фактически вырубленной (заготовленной) древесины, с разделением её на деловую, дрова, хворост и ликвид из кроны. Соответствующие показатели должен засвидетельствовать своей подписью представитель лесничества, а заключение по акту — лесничий. Однако в лесничествах сейчас просто не осталось достаточного количества людей для того, чтобы провести измерение объёмов фактически заготовленной древесины, да и не всегда это в принципе можно сделать, особенно зимой.

Таким образом, представителям лесничества придётся полагаться или на честное слово лесозаготовителя, или на материалы лесоустройства, которые часто лишь приблизительно соответствуют реальности. Если впоследствии выяснится, что объём фактически заготовленной древесины не соответствует тому, что указал лесопользователь или что числилось в материалах лесоустройства (или отвода), представитель лесничества может оказаться в чрезвычайно неприятной ситуации.

Во-вторых, согласно новым Правилам, «осмотр мест рубок осуществляется, как правило, в бесснежный период, но не позднее 2 месяцев со дня окончания заготовки древесины» (пункт 64). В реальности, благодаря нашему суровому северному климату, два месяца со дня окончания заготовки древесины часто истекают именно зимой (с учётом сложившейся во многих регионах традиции выдавать лесные декларации в декабре эти два месяца зачастую истекают в феврале). Зимой, при устойчивом снежном покрове, осматривать места рубок тяжело и почти бесполезно — оценить можно лишь площадь (часто с неоправданно большими трудозатратами). Определить объём фактически заготовленной древесины при зимнем освидетельствовании лесосек практически невозможно. Как будет на практике работать этот пункт Правил, пока не ясно.

Новыми Правилами вводится (возвращается) обязательная технологическая карта разработки лесосеки (пункт 53). Форма этой карты в документе отсутствует, но указано, какая информация в ней должна содержаться. Скорее всего, на практике будут использоваться традиционные технологические карты разработки лесосек, применявшиеся до введения Лесного кодекса РФ 2006 года и основанного на нём нового лесного законодательства.

Впрочем, новыми Правилами вводятся излишние требования, усложняющие сохранение объектов биологического разнообразия при проведении рубок. В соответствии с пунктом 17 «перечни объектов биоразнообразия и размеры буферных зон для конкретного лесничества (лесопарка) указываются в лесохозяйственном регламенте лесничества, лесопарка» (т. е. исключается возможность установления таких перечней на основании специальных обследований, проводимых в течение срока действия регламентов). Эти требования неразумны, но с учётом того, что новыми Правилами отменяются санкции за недорубы, возможно, они просто не будут иметь практического значения.

Всё это — лишь первые впечатления от знакомства с нормативно-правовым документом. Надеемся, что работники лесного хозяйства, лесопользователи также выскажут своё к нему отношение.


Валерий ДМИТРИЕВ.

 


Дата публикации: 13 февраля 2012
Опубликовано в "Лесной Регион" №02 (107)


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий